Суббота, 23.11.2024, 10:20
Приветствую Вас, Гость

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР-ШКОЛА ДИСТАНЦИОННОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

акимата г. Усть-Каменогорска

БЕКІТЕМІН:               

УТВЕРЖДАЮ:      

Директор

___________ Искаков Б.А.

«____»________20____ж.

 

КЕЛІСЕМІН: 

СОГЛАСОВАНО:

Оқу ісінің меңгерушісі

Зам. директора по УВР

___________Кабдрашева Г.К.

«____»___________20___ж

ЖАСАҒАН:

СОСТАВИЛА:

Ә/К отырысының 

№ ___ Хаттамасы

Протокол № _____

заседания МК

_____________Сергеева О. В.

«___» __________20_____ж.

 

 

Рабочая программа курса

“ Создание цифровых образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся ”

 

 

Количество часов: 18 часов

 

Составила:

и.о. руководителя группы ВИРИС

КГУ «Ресурсный центр – школа дистанционного и профильного обучения» акимата г. Усть-Каменогорска

Сергеева Ольга Викторовна

 

 

г. Усть-Каменогорск

2015 год

 

Используемые термины и сокращения:

TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) – международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. В рамках этого исследования оценивается качество математической и естественнонаучной подготовки учащихся 4 и 8 классов с учетом содержания образования стран-участниц проекта.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Контент - (от английского content - содержание) – это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)  - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Пояснительная записка

     Современный этап развития образования характеризуется устойчивыми тенденциями к формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.

Таким образом, главной целью современного образования является обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе.

В ходе реализации формирования ключевых компетенций существенной проблемой является поиск разумного баланса между используемыми знаниевым и деятельностным подходами и определение потребностей системы образования в необходимых высокоэффективных средствах обучения. Здесь на помощь приходят инновационные технологии.

В мире нет единого подхода к тому, какими должны быть цифровые образовательные ресурсы, так как их создание рассматривается как творческая работа.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой дидактические материалы в виде мультимедийных объяснений учебного материала, интерактивных заданий и тестовой проверки учебных достижений учащихся по каждой теме учебной программы по предмету.

Результаты TIMSS исследования в Казахстане знаний учащихся 4-х классов показали, что они значительно ниже предыдущих исследований. Если в 2007 году казахстанские школьники заняли 5-ое и 11-ое места среди 36 стран, то в 2011 году – 27 и 32-ое места среди 50 стран. (2)

Проблема заключается в отсутствии научно-обоснованной методологии и технологии педагогического процесса формирования функциональной грамотности школьников с учетом современных достижений в области предметных знаний и педагогических возможностей ИКТ. Как показывают результаты стран, стабильно лидирующих, на развитие функциональной грамотности учащихся влияют инновационные методы обучения, основанные на использовании ЦОР.

Влияние цифровых образовательных ресурсов на эффективность процесса обучения:

  • формирование устойчивого познавательного интереса;
  • активизацию познавательной и творческой деятельности;
  • углубление межпредметных связей;
  • усиление практической направленности знаний;
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности.

Влияние ЦОР на повышение качества успеваемости было доказано в 11 школах Восточно-Казахстанской области и 16 малокомплектных школах Северо-Казахстанской области. При использовании электронных учебников качество успеваемости в школах ВКО повысилось от 3 до 25%, а в малокомплектных экспериментальных школах СКО количество учащихся отличников и хорошистов увеличилось на 200 человек. (2)

В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования ЦОР на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Система образования в настоящее время испытывает существенную потребность в качественных ЦОР, которые на практике позволили бы:

  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
  • применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных;
  • привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию;
  • объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков;
  • создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
  • оперативно обеспечить актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования.

Результатом внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс является расширение сектора самостоятельной учебной работы. Принципиальным новшеством в данном случае является интерактивность. Это позволяет расширять функционал самостоятельной учебной работы, необходимой с точки зрения целей образования и эффективной с точки зрения временных затрат. Поэтому замена текстового фрагмента с информацией для самостоятельной работы на интерактивный контент ЦОР способствует повышению качества организации образовательного процесса.

Наиболее важным, уникальным свойством ЦОР является, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно – деятельностных форм обучения. Так же, ЦОР с интерактивным мультимедиа контентом способны решить проблему межпредметных связей.

Данный курс предназначен для желающих под руководством преподавателя обучиться навыкам разработки ЦОР.

Данный курс рассчитан на 18 часов, из них 6 часов – лекции, и 12 часов -  практические и лабораторные работы. Курс рассчитан на 1,5 месяца (5-6 недель).

Контроль со стороны преподавателя будет осуществляться в форме тестов, лабораторных работ, участия в обсуждениях и итоговой зачетной работе.

Цель курса:

  • Научиться разрабатывать цифровые образовательные ресурсы для активизации познавательной деятельности учащихся, в том числе и с использованием программы ActivStudio.

Задачи курса:

  • Изучение целей и задач создания цифровых образовательных ресурсов;
  • Изучение рекомендации по созданию цифровых образовательных ресурсов и разработке его структуры;
  • Изучение элементов цифровых образовательных ресурсов: презентации, интерактивные плакаты, рисунки, схемы, видеоролики - лекции;
  • Изучение требований предъявляемых к цифровым образовательным ресурсам;
  • Изучение программные продукты для создания цифровых образовательных ресурсов;
  • Развитие навыков создания: интерактивных плакатов, плакатов с сопровождением, тестов и др.;
  • Развитие навыков разработки и  создания цифровые образовательные ресурсы с использованием программы ActivStudio.

По окончанию курса слушатели должны

Знать:

  • Цели и задачи создание цифровых образовательных ресурсов;
  • Требования к разработке цифровых образовательных ресурсов;
  • Элементы цифровых образовательных ресурсов: презентации, интерактивные плакаты, рисунки, схемы, видеоролики - лекции;
  • Программные продукты для создания цифровых образовательных ресурсов.
  •  
  • Разрабатывать цифровые образовательные ресурсы: интерактивных плакатов, плакатов с сопровождением, тестов и др.;
  • Разрабатывать структуру цифровых образовательных ресурсов;
  • Использовать программное обеспечение ActivStudio для разработки цифровых образовательных ресурсов.

Прогнозируемые результаты:

Разработанный цифровой образовательный ресурс с использованием программного обеспечения ActivStudio.

Содержание курса

Введение. Изучение основных понятий. Влияние цифровых образовательных ресурсов на эффективность процесса обучения. Внедрение ЦОР в учебный процесс.

Виды цифровых образовательных ресурсов.  Примеры организации учебного процесса с использованием ЦОР. Виды ЦОР.

Требования к цифровым образовательным ресурсам. Методическая инновационность ЦОР. Специфические требования, применимые к ЦОР. Показатели качества ЦОР. Общие требования к ЦОР.

Содержание цифровых образовательных ресурсов. Основные составляющие ЦОР как компонента образовательного процесса. Блоки ЦОР. Примерная структура ЦОР

Программные продукты для создания цифровых образовательных ресурсов.  Рассмотрение программ для создания тестов. Рассмотрение программ для разработки и создания ЦОР. Рассмотрение типов ЦОР.

Практическая часть в ActivStudio. Разработка интерактивного плаката. Плаката с музыкальным и видео- сопровождением. Разработка интерактивных заданий. Разработка тестов.

При прохождении курса слушатели изучают:

  •  Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Национальный стандарт СТ РК 34.017-2005 «Электронное учебное издание»;

Требования к умениям и навыкам обучающихся:

  • пользовательский уровень знания персонального компьютера (Microsoft Office (Word), Windows, Internet);
  • пользовательский уровень знания программного обеспечения ACTIVstudio.

Учебное оборудование.

Компьютер с установленным программным обеспечением ACTIVstudio.

 

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы

Всего часов

Из них  на

Форма проведения

Образовательный продукт

теор.

практ.

1

Введение

2

1

1

Лекция/ Форум/Практика

Конспект/Отчет по практической работе

2

Виды цифровых образовательных ресурсов

1

1

0

Лекция

Конспект

3

Требования к цифровым образовательным ресурсам

2

1

1

Лекция/Практика

Конспект/Отчет по практической работе

4

Содержание цифровых образовательных ресурсов

1

1

0

Лекция

Конспект

5

Программные продукты для создания цифровых образовательных ресурсов

2

2

0

Лекция/Практика

Конспект/Отчет по практической работе

6

Практическая часть

4

0

10

Лабораторные работы/Консультации/Практика

Практические работы/Готовый к использованию ЦОР

 

Итого:

18

6

12

 

 

 

Литература:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [В Интернете] ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика", 2006-2014 г. http://school-collection.edu.ru/.
  2.   Проект Концепция развития электронного обучения на 2013-2016 годы АО "Национальный центр информатизации". Астана : 2013г.
  3.  Захарова Т.Б. О функциях школьного учебника в образовательном процессе // Проблемы школьного учебника. – М.: ИСМО РАО, 2005. – С.10-20.
  4.  Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. Самара : Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002. стр. 110.
  5. Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»;
  6. Национальный стандарт СТ РК 34.017-2005 «Электронное учебное издание».