КГУ «Ресурсный центр – школа дистанционного и профильного обучения» акимата города Усть-Каменогорска
Рабочая программа курса
“ Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе”
Количество часов: 18 часов
Срок реализации: 1,5 месяца
Разработано:
Сергеевой Ольгой Викторовной
и.о. руководителя группы ВИРИС
КГУ «Ресурсный центр – школа дистанционного и профильного обучения» акимата г. Усть-Каменогорска
Усть-Каменогорск, 2015 г.
Используемые термины и сокращения:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) представляют собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. ОМС обычно включает:
- Один или несколько электронных учебных модулей - представляет собой мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу.
- Модуль методической поддержки - задает последовательность прохождения ЭУМ, составляющих курс обучения.
Пояснительная записка
Распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая процессы компьютеризации, а также информатизации в области образования во многом преобразуют составляющие методической системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей учащихся, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Информатизация в значительной степени преобразовала процесс получения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.
В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому.
В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:
- технические средства: компьютерная техника и средства связи;
- программные средства, которые могут быть различного назначения.
Для разработки уроков с применением компьютера преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.
Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:
- В развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания;
- В развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры;
- В интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Это предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Внедрение новых информационных, мультимедийных технологий и Интернет-технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Интеграция информационных технологий с традиционными методами обучения порождает появление новых методов обучения, в основе которых лежит применение методов и средств информатики. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.
Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей. Однако следует отметить бесполезность их применения при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению.
Опытно-исследовательская деятельность с применением учебного, демонстрационного оборудования, базирующегося на новых информационных технологиях, обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения.
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.
Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал.
Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий
Данный курс предназначен для желающих под руководством преподавателя обучиться навыкам использования ИКТ в образовательном процессе.
Данный курс рассчитан на 18 часов, из них 8,5 часов – лекции, и 9,5 часов - практические и лабораторные работы. Курс рассчитан на 1,5 месяца (5-6 недель).
Контроль со стороны преподавателя будет осуществляться в форме тестов, лабораторных работ, участия в обсуждениях и итоговой зачетной работе.
Цель курса:
- Научиться использовать информационно - коммуникационные технологии в образовательном процессе.
Задачи курса:
- Изучение особенностей использования ИКТ в образовательном процессе;
- Изучение классификации средств ИКТ;
- Изучение роли ИКТ в образовательном процессе;
- Изучение ИКТ - инструментов, используемых в образовательном процессе;
- Развитие навыков работы с ИКТ - инструментами различного типа;
- Развитие навыков использования ИКТ в образовательном процессе.
По окончанию курса слушатели должны
Знать:
- Цели и задачи использования ИКТ в образовательном процессе;
- Классификацию средств ИКТ;
- ИКТ - инструментов, используемых в образовательном процессе.
- Разрабатывать планы уроков с использованием ИКТ;
- Использовать ИКТ – инструменты в образовательном процессе.
Прогнозируемые результаты:
Разработанный план урока с использованием ИКТ.
Содержание курса
Введение. Изучение основных понятий. Педагогические цели применения ИКТ. Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе.
Определение и классификация ИКТ. Классификация образовательных средств ИКТ.
Особенности использования ИКТ в образовательном процессе. Варианты использования ИКТ на уроках. Преимущества и недостатки использования ИКТ. Проектирование урока с использованием ИКТ.
Инструменты и средства ИКТ. Использование интерактивной доски. Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Средства автоматизированного контроля и текущей оценки успеваемости.
При прохождении курса слушатели изучают:
- Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»;
- Национальный стандарт СТ РК 34.017-2005 «Электронное учебное издание»;
Требования к умениям и навыкам обучающихся
- пользовательский уровень знания персонального компьютера (Microsoft Office (Word), Windows, Internet);
- пользовательский уровень знания программного обеспечения ACTIVstudio.
Учебное оборудование.
Компьютер с установленным программным обеспечением ACTIVstudio.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Всего часов |
Из них на |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
|
теор. |
практ. |
|||||
1 |
Введение |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лекция/ Форум |
Конспект |
2 |
Определение и классификация ИКТ |
1 |
1 |
0 |
Лекция |
Конспект |
3 |
Особенности использования ИКТ в образовательном процессе |
4 |
3 |
1 |
Лекция/форум |
Конспект |
4 |
Инструменты и средства ИКТ. |
12 |
4 |
8 |
Лекция/Практические занятия |
Конспект/Отчет |
|
Итого: |
18 |
8.5 |
9,5 |
|
|
Литература:
- Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах».
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [В Интернете] ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика", 2006-2014 г. http://school-collection.edu.ru/.
- Использование ИКТ в среднем образовании [Информационный меморандум] / авт. В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. - Москва : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005.
- Использование ИКТ в образовательном процессе [В Интернете] / авт. В. Афанасьева О. // Педсовет. - 2006 г.. - http://pedsovet.org/.