Вторник, 07.05.2024, 17:35
Приветствую Вас, Гость

КГУ «Ресурсный центр – школа дистанционного и профильного обучения» акимата города Усть-Каменогорска

 

Рабочая программа курса

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

 

Количество часов: 18 часов

Срок реализации: 1,5 месяца

 

Разработано:

Сергеевой Ольгой Викторовной

и.о. руководителя группы ВИРИС

КГУ «Ресурсный центр – школа дистанционного и профильного обучения» акимата г. Усть-Каменогорска

 

 

Усть-Каменогорск, 2015 г.

 

Используемые термины и сокращения:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) представляют собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. ОМС обычно включает:

  • Один или несколько электронных учебных модулей - представляет собой мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу.
  • Модуль методической поддержки - задает последовательность прохождения ЭУМ, составляющих курс обучения.
 

Пояснительная записка

Распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая процессы компьютеризации, а также информатизации в области образования во многом преобразуют составляющие методической системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей учащихся, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Информатизация в значительной степени преобразовала процесс получения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

  • технические средства: компьютерная техника и средства связи;
  •  программные средства, которые могут быть различного назначения.

 

Для разработки уроков с применением компьютера преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:

  •  В развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания;
  • В развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры;
  • В интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Это предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Внедрение новых информационных, мультимедийных технологий и Интернет-технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Интеграция информационных технологий с традиционными методами обучения порождает появление новых методов обучения, в основе которых лежит применение методов и средств информатики. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей. Однако следует отметить бесполезность их применения при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению.

Опытно-исследовательская деятельность с применением учебного, демонстрационного оборудования, базирующегося на новых информационных технологиях, обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал.

Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий

 

Данный курс предназначен для желающих под руководством преподавателя обучиться навыкам использования ИКТ в образовательном процессе.

Данный курс рассчитан на 18 часов, из них 8,5 часов – лекции, и 9,5 часов - практические и лабораторные работы. Курс рассчитан на 1,5 месяца (5-6 недель).

Контроль со стороны преподавателя будет осуществляться в форме тестов, лабораторных работ, участия в обсуждениях и итоговой зачетной работе.

Цель курса:

  • Научиться использовать информационно - коммуникационные технологии в образовательном процессе.

Задачи курса:

  • Изучение особенностей использования ИКТ в образовательном процессе;
  • Изучение классификации средств ИКТ;
  • Изучение роли ИКТ в образовательном процессе;
  • Изучение ИКТ - инструментов, используемых в образовательном процессе;
  • Развитие навыков работы с ИКТ - инструментами различного типа;
  • Развитие навыков использования ИКТ в образовательном процессе.

По окончанию курса слушатели должны

Знать:

  • Цели и задачи использования ИКТ в образовательном процессе;
  • Классификацию средств ИКТ;
  • ИКТ - инструментов, используемых в образовательном процессе.
  •  
  • Разрабатывать планы уроков с использованием ИКТ;
  • Использовать ИКТ – инструменты в образовательном процессе.

Прогнозируемые результаты:

Разработанный план урока с использованием ИКТ.

Содержание курса

Введение. Изучение основных понятий. Педагогические цели применения ИКТ. Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе.

Определение и классификация ИКТ. Классификация образовательных средств ИКТ.

Особенности использования ИКТ в образовательном процессе. Варианты использования ИКТ на уроках. Преимущества и недостатки использования ИКТ. Проектирование урока с использованием ИКТ.

Инструменты и средства ИКТ. Использование интерактивной доски. Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Средства автоматизированного контроля и текущей оценки успеваемости.

При прохождении курса слушатели изучают:

  •  Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Национальный стандарт СТ РК 34.017-2005 «Электронное учебное издание»;

Требования к умениям и навыкам обучающихся

  • пользовательский уровень знания персонального компьютера (Microsoft Office (Word), Windows, Internet);
  • пользовательский уровень знания программного обеспечения ACTIVstudio.

Учебное оборудование.

Компьютер с установленным программным обеспечением ACTIVstudio.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название темы

Всего часов

Из них на

Форма проведения

Образовательный продукт

теор.

практ.

1

Введение

1

0,5

0,5

Лекция/ Форум

Конспект

2

Определение и классификация ИКТ

1

1

0

Лекция

Конспект

3

Особенности использования ИКТ в образовательном процессе

4

3

1

Лекция/форум

Конспект

4

Инструменты и средства ИКТ.

12

4

8

Лекция/Практические занятия

Конспект/Отчет

 

Итого:

18

8.5

9,5

 

 

 

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах».
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [В Интернете] ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика", 2006-2014 г. http://school-collection.edu.ru/.
  3. Использование ИКТ в среднем образовании [Информационный меморандум] / авт. В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. - Москва : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005.
  4. Использование ИКТ в образовательном процессе [В Интернете] / авт. В. Афанасьева О. // Педсовет. - 2006 г.. - http://pedsovet.org/.